Роль государства в контроле за оборотом указанных веществ
Государство через специально уполномоченные органы исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение здоровой окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, нормативов профессиональной деятельности в области здравоохранения, требований ГФУ, стандартов медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий.
Разноплановый характер здравоохранения, значительный перечень направлений медицинской деятельности обусловливают особенности подхода относительно осуществления государственного контроля и надзора в указанной сфере. Жизнь и здоровье людей являются важнейшими социальными ценностями, поэтому контрольно-наблюдательной деятельности в сфере здравоохранения должна уделяться должное внимание. Целесообразно выделить три ключевых объекта контроля и надзора в сфере здравоохранения: санитарно-эпидемическое благополучие населения; оборот наркотиков; оборот лекарственных средств [3].
Известно, что наркомания - сложная проблема современного общества, которая имеет социальный, экономический, правовой, медицинский и другие аспекты. Оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов всегда находился под усиленным вниманием со стороны государства, при этом к законному обороту применялись усиленные меры государственного регулирования, а к незаконному - меры противодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Государственные меры противодействия незаконному обороту наркотиков включают в себя в первую очередь установление административной и уголовной ответственности за нарушение соответствующих правил, а государственное регулирование законного оборота - соответствующие регуляторные механизмы и процедуры.
Необходимость контроля со стороны государства очевидна, однако законом должны быть четко определены его пределы, и предпочтение должно отдаваться мерам правового, а не полицейского характера.
Институт контроля по обороту наркотиков имеет древнюю историю: еще в дохристианский, языческий период Киевской Руси контроль над оборотом наркотиков осуществлялся волхвами. Сущность контроля со стороны института волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов. По оценкам специалистов, таких препаратов, получаемых из различных трав, мхов, ягод, грибов и др., волхвам и ведунам было известно свыше ста наименований. Меры контроля носили зачастую карательный характер, распространяясь, в том числе и на табак, чай, кофе и пр. Так во второй половине XVII ст. царь Алексей Михайлович велел рвать ноздри нюхальщикам табака и губы кладущим за губу.
Контроль по обороту наркотиков является важным направлением деятельности государства в сфере здравоохранения. На борьбу с наркоманией направляют свою деятельность правоохранительные органы, общественные организации, медицинские учреждения.
В соответствии с действующим законодательством Украины, к числу основных мер государственного регулирования законного оборота наркотических средств и психотропных веществ, установленных законодательством Украины, следует отнести:
· установление специального объекта регулирования- исчерпывающего перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, оборот которых требует специального регулирования и контроля;
· определение специального субъекта, наделенного правом осуществления хозяйственной деятельности в данной сфере;
· введение усложненной процедуры лицензирования;
· необходимость получения сертификатов для экспортно-импортных операций с подконтрольными объектами.